РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У МАЛЫШЕЙ
Введение
В  России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка  играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки",  "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем,  как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано,  что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому  очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую  моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо  обратить их в интересные и полезные игры.
В  последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: "Для  развития мелкой моторики рук". Многие родители слышали об этом понятии,  но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают  далеко не все.
Сейчас  уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика  отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его  интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок  управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его  дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются  координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны  не только для выполнения различных повседневных действий, но и для  стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте
Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:
•  развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два  важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас  ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии  развитой мелкой моторики);
•  восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте  ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При  помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только  обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;
•  формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В  этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять  гигиенические процедуры.
Рекомендации для родителей
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4.  Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с  возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6.  Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком  правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания,  сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7.  Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком  простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10.  Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но  не забывайте при этом следить за его настроением и физическим  состоянием.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от О до 2 лет
1. "Сорока-белобока"
Сначала  взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: "Сорока варит  кашу". Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем  игру: на фразе "этому дала" взрослый поочерёдно пригибает пальчики  ребёнка к ладошке, кроме мизинца: "А этому не дала". Слегка потряхивая  его, говорим с шутливым укором: "Ты воды не носил..." и т. д.
Сорока-белобока  Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому  дала, А этому не дала: "Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил,  Тебе нет ничего".
2. "Ладушки-хлопушки"
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Л адуш ки-л аду ш ки, Звонкие хлопушки. Хлопали в ладошки, Хлопали немножко.
3. "Ладушки"
Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами
Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони.)
Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
(Хлопайте в ладоши.)
Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу —полетели! На головку сели.
(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их "домиком"
на голову.)
4. "Домик"
Это домик.
(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.
(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.
(Поднимите все пальцы вверх,
не расцепляя их.)
5. "Прятки"
В прятки пальчики игра-ют-ся, Откры-ва-ют-ся,
(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закры-ва-ют-ся.
(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
6. "Зайчики"
Поставьте все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять...
(Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать.
(Стучите всеми пальцами по столу
вместе или вразнобой.)
Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать.
(Согните пальцы в кулак.)
7. "Здравствуй, пальчик"
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.
Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.
 
Nav komentāru:
Ierakstīt komentāru